Виртуальная школа фотографии. Урок 4
Экспозиция и ее параметры. Выдержка
Экспозиция (в фотографии) — количество излучения, получаемого светочувствительным элементом. Для видимого излучения может быть рассчитана как произведение освещенности на выдержку, в течение которой свет воздействует на светочувствительный элемент: матрицу или фотоэмульсию.
В фотографии параметрами экспозиции являются выдержка, диафрагма и светочувствительность ISO. Далее мы рассмотрим каждый их этих параметров подробнее. В рамках этого урока мы поговорим о выдержке.
Выдержка — это время, на которое открывается затвор фотоаппарата, чтобы световые лучи попали на светочувствительный элемент.
Время выдержки обозначается в виде дроби и обозначает доли секунды. Большие выдержки длительностью более 1 секунды выражаются в виде целых чисел. Существует стандартный устоявшийся за годы ряд выдержек, в котором каждое последующее значение в 2 раза короче предыдущего. Вот он:
1с, 1/2с, 1/4с, 1/8с, 1/15с, 1/30с, 1/60с, 1/125с, 1/250с, 1/500с,1/1000с, 1/2000с, 1/4000с, 1/8000 секунды.
Выбор выдержки зависит в первую очередь от творческой задумки фотографа, а также от степени освещенности объекта съемки. При условии неизменных параметров съемки, чем больше выдержка, тем фотография получится светлее; если сократить выдержку, фотография получится темнее. Поэтому в темных помещениях приходится выставлять большую выдержку, а в яркий солнечный день — короткую.
Также короткие выдержки используются для съемки динамичных сцен, быстродвижущихся объектов, спортивных мероприятий. Когда объект съемки находиться в движении или когда сам фотограф приводит камеру в движение, следя, например, за близко взлетающим самолетом. В последнем случае короткая выдержка позволяет избежать такого неприятного явления как «шевеленка», то есть смазывания изображения из-за движения самой камеры.
Как избежать «шевеленки»?
Кроме чисто механических способов (использование штатива, монопода, стабилизатора в камере) можно (и нужно) уметь использовать выдержку для недопущения смазывания изображения. Для этого существует простая формула.
Чтобы избежать шевеленки и достичь четкости снимка, выдержка должна быть короче, чем 1/ЭФР.
ЭФР — это эквивалентное фокусное расстояние. Рассчитывается ЭФР для каждой фотокамеры отдельно. Например, камера Canon EOS 400D имеет кроп-факор 1,62. Рассчитаем ЭФР: f*1,62
f — это фокусное рассояние объектива,указанное на лицевой части. Так, например, если f составляет 50 мм, то ЭФР = 50 * 1,62 = 81 мм.
Поскольку в камерах нет значения выдержки 1/81с, мы можем установить либо 1/80с (есть большой шанс получить «шевеленку») либо 1/100с (более предпочтительно с точки зрения устранения смаза).
Съемка в режиме приоритета выдержки
В большинстве цифровых камер с возможностями ручной настройки параметров существует так называемый режим приоритета выдержки. Обозначается он, как правило, буквой «S» на колесе настроек или в меню камеры.
В режиме приоритета выдержки вы можете изменять только этот параметр (выдержку), а диафрагму и значение чувствительности ISO для оптимальной экспозиции камера подберет сама.
Использование режима приоритета выдержки предоставляет фотографу широкие возможности творческой фотосъемки. Рассмотрим некоторые приемы использования коротких или длинных выдержек в фотосъемке.
1. Передача движения
Используя длинную выдержку во время съемки движущихся объектов, мы получим смазанное изображение этого объекта на фоне резких статичных предметов в кадре. Такое размытие чаще всего и помогает передать движение в кадре (например, движущийся по дороге автомобиль или бегущий спортсмен).
Однако достичь нужного размытия может стать непростой задачей. При заданной выдержке характер размытия определяют три фактора:
- Скорость. Предметы, которые движутся быстрее, будут выглядеть более размытыми. Это, пожалуй, самый очевидный фактор из всех трёх, но не менее важный.
- Направление движения. Предметы, которые приближаются к камере или удаляются от неё, обычно будут выглядеть менее размыто, чем предметы, которые движутся поперечно — даже если скорость движения одинакова.
- Увеличение. Предмет будет выглядеть более размыто, если занимает большую часть кадра.
Также длинные выдержки могут помочь передать движение воды на фотографии.
Или слить свет от фар автомобилей на автостраде с ночное время в сплошные световые полосы.
При съемке на длинных выдержках настоятельно рекомендуется использовать штатив, или зафиксировать камеру любым другим способом.
Размытие фона для передачи движения.
Также можно передать движение в кадре, сделав размытым фон. При этом камера может располагаться на самом движущемся предмете (например, находиться в/на движущемся автомобиле), либо следовать за предметом (съемка с проводкой).
Как и в предыдущих случаях, требуемая длительность выдержки будет зависеть от скорости, а также от стабильности движения. В любом случае неплохо начинать с выдержки порядка 1/30 секунды и корректировать ее впоследствии, оценив результаты на экране камеры.
Съемка с проводкой необязательно подразумевает перемещение камеры со скоростью снимаемого предмета — достаточно, чтобы с выбранной скоростью перемещался кадр. К счастью, даже быстродвижущиеся объекты могут быть сняты с помощью медленного поворота камеры, особенно если объект находится далеко, и вы используете телеобъектив.
Съемка с проводкой требует такой длительности выдержки, которая достаточно велика, чтобы смазать фон в полосы, и при этом достаточно мала, чтобы сохранить резкость предмета.
2. Заморозка момента и быстрого движения
Если Вы хотите остановить движение в кадре, то Вам придется использовать короткие выдержки.
Однако съемка быстродвижущихся объектов может стать серьезным испытанием. Ключевым умением является предвидение момента, в который предмет окажется в нужном положении, поскольку выдержки короче 1/5 секунды превышают скорость нашей реакции. Просто нажав на кнопку спуска, можно упустить момент.
Чтобы затруднить нас ещё сильнее, многие камеры к тому же вносят задержку между нажатием кнопки спуска и началом экспозиции, называемую запаздыванием (лагом) затвора (shutter lag). Для зеркальных камер характерна задержка в пределах 1/10 — 1/20 секунды, а компактные камеры могут запаздывать на целых полсекунды. Кроме того, могут потребоваться еще полсекунды-секунда (а то и больше), чтобы отработал автофокус камеры. Как следствие, предварительная фокусировка в точке ожидаемого появления объекта или поблизости от неё может значительно снизить запаздывание съемки.
3. Размытие приближением
Ещё одним интересным приёмом является изменение фокусного расстояния в процессе экспозиции, часто называемое зум-рывком (zoom burst). Получить такой вид можно, выбрав достаточно длинную выдержку повернув кольцо зума объектива, стараясь избежать при этом смещения камеры. Можно также попробовать уместить смену фокусного расстояния в часть времени экспозиции, чтобы уменьшить эффект.
Этот прием вызывает возрастающее радиальное размытие по краям кадра, оставляя центр экспозиции более или менее резким. Этот эффект можно использовать для привлечения внимания к центральному предмету или для создания у зрителя ощущения быстрого движения.
Есть еще множество творческих техник использования режима приоритета выдержки, но о них мы поговорим позже, в рамках других уроков.