Виртуальная школа фотографии. Урок 8

Экспозиция.

Часть 2. Гистограмма

В предыдущем уроке мы рассмотрели само понятие экспозиции и типы экспозамеров, которые используют встроенные в камеру экспонометры. Однако, как определить правильная ли экспозиция была выбрана для конкретного снимка? В этом нам поможет «гистограмма».

Гистограмма в фотографии — это график распределения полутонов изображения, в котором по горизонтальной оси представлена яркость (от 0 до 255), а по вертикали — относительное число пикселов с данным значением яркости.

Гистограмма читается слева на право, от черного к белому. Крайняя правая точка на этом графике соответствует нулевой яркости (черный), а крайняя левая — максимальной яркости (белый цвет). Все, что не поместится на этом графике, будет отображаться на фотографии в виде недодержанных или передержанных областей.

Чтобы было понятнее, покажу на примере.

Возьмем вот такой простой снимок:

Вот как будет выглядеть его гистограмма:

Как видите тут график распределяется от черного к белому без провалов тенях (выхода за левый край) или пересветов (выхода за правый край).

Если снимок пересвечен, то гисторамма будет сдинута к правому краю и часть графика «вылезет» за правый край. Например:

При недодержке на снимке гистограмма будет сдвинута влево с выходом за левый край. Такой снимок будет темным с «провалами» в тенях.

Компенсировать указанные выше недочеты можно введя экспокоррекцию в камере в -/+ (если Вы снимаете в автоматическом или полуавтоматическом режиме) или вручную подправив один из параметров (выдержка, диафрагма, чувствительность).

Однако не всегда сдвинутая гистограмма означает брак (пересвет или недодержку) на снимке. Иногда это делается специально, что отразить замысел фотографа (съемка в высоком или низком ключе).

Многие современные (и практически все зеркальные) камеры имеют функцию отображения гистограммы (как во время съемки, так и уже снятых фото). Однако следует помнить, что в этом случае гистограмма отображается для камерного джепега. В RAW мы можем получить совершенно другую картину. Так, многие производители специально недосвечивают фотографии, компенсирую потом эту недодержку алгоритмом обработки. Поэтому, не стоит удивляться, если нормально проэкспонированное фото (согласно гистограмме из камеры) оказывается недодержанным после открытия его каким-либо сторонним RAW-конвертером.

Выше мы говорили о монохромной гистограмме. Но в некоторых камерах и конвертерах есть возможность отображать поканальную гистограмму (отдельно для красного, зеленого и синего каналов). Такая гистограмма дает возможность оценить наличие «вылетов» по каждому каналу в отдельности. Опять таки, общая рекомендация — не допускать таких «вылетов». Но из этого правила также возможны исключения, например, если на снимке преобладает какой-либо один цвет.