Мастерская свадебного фотографа. Часть 1. RAW-конвертеры

В своей работе современный свадебный фотограф использует множество профессиональных «инструментов». Ведь процесс создания фотоснимка не ограничивается нажатием на кнопку фотокамеры. После этого фотография проходит долгий путь от RAW-конвертера до напечатанного альбома, фотокниги или рамочки на стене. В цикле статей «Мастерская свадебного фотографа» мы рассмотрим основные инструменты, используемые современными свадебными фотографами. Первая статья посвящена краткому обзору основных RAW-конвертеров.

Почему свадебный фотограф чаще всего снимает в RAW? Дело в том, что свадебному фотографу часто приходится снимать в очень тяжелых условиях, а из RAW-файла можно получить гораздо более качественную фотографию, чем из стандартного JPEg-файла. Что значит «более качественную»? Это значит – с меньшим цифровым шумом, с лучшими цветами, с хорошо проработанными деталями в светах и тенях. Вот только для обработки такого материала надо иметь специальную программу — RAW-конвертер.

Обзор наиболее популярных RAW-конвертеров

Adobe Camera RAW (ACR)
http://www.adobe.com/products/photoshop/cameraraw.html

Составная часть Photoshop, которая обновляется как внешний модуль или Plug-in и весит всего пару мегабайт. Интерфейс Abode Camera RAW прост и лаконичен.

Среди возможностей конвертера:

  • гистограмма RGB-каналов,
  • тонкая настройка температуры (параметры Temperature и Tint, пипетки),
  • экспокоррекция,
  • регулировки контраста,
  • насыщенности, яркости и резкости,
  • функции исправления оптических артефактов (аберраций, виньетирования и геометрических искажений),
  • система шумоподавления и т.п.

Программа использует принцип недеструктивной обработки, утилита внедряет в исходные файлы тестовый XMP-заголовок с настройками. Спустя время можно вернуться к параметрам конвертирования, а не производить обработку с самого начала или работать с экспортированными в форматах TIFF или JPEG данными. Это позволяет получить лучшее качество на выходе.

Из плюсов ACR: полная интеграция с Adobe Photoshop, достаточное количество настроек для тонкой коррекции изображения, достаточно корректный шумодав.

Из минусов: дефолтные профили не подогнаны под конкретную модель камеры и дают «усредненный» результат по цветопередаче. Для достижения наиболее точной цветопередачи необходимо провести «калибровку» ACR именно под Вашу камеру.

Adobe Lightroom
http://www.adobe.com/products/photoshoplightroom/

Программа «полного цикла» работы с фото. Способна решать любые задачи — от просмотра фотоархива до печати.

Все инструменты программы содержатся на 4-х вкладках:

  • Library (работа с каталогами и метками),
  • Develop (работа с изображениями),
  • Slideshow,
  • Print.

Инструменты для работы с RAW те же, что и в ACR, из отличий только список предустановок быстрого редактирования и кривая Tone Curve, которая заменяет сразу три инструмента Photoshop — Layers, Curves и Shadow/Highlight.

Bibble Labs Pro
http://bibblelabs.com/

Этакий «ветеран» среди конвертеров. Может работать под Windows, MacOS, и под Linux.

Интерфейс Bibble настраивается с помощью диалогового окна, которое пользователь видит при первом запуске программы. Bibble предлагает «классическую» схему работы с файлами: сперва производится обработка исходного файла, затем — рендеринг и экспорт. Принцип недеструктивной обработки реализован без универсального XMP-заголовка. Для каждого когда-либо открытого в программе изображения создается файл 3 Кб с расширением BIB, где содержится информация о настройках.

Среди инструментов:

  • кривые,
  • резкость,
  • экспозиция,
  • баланс белого,
  • вращение,
  • кроп,
  • инструменты исправления оптических искажений BPTLens Correction,
  • инструменты работы с самыми яркими и темными участками изображения — Hightlight Recovery и Fill Light,
  • система шумоподавления Noise Ninja,
  • а также технология оптимизации динамического диапазона Perfectly Clear компании Athentech.

DxO Optics Pro
http://www.dxo.com/

По заявлению разработчика, преимуществом последней версии является полностью переработанная технология цветовой интерполяции, которая обеспечивает “лучший результат в плане детализации и цветопередачи”.

Еще одна «фича» этого конвертера — принципиально новый подавитель цифрового шума, который работает на раннем этапе конвертации, сохраняя больше деталей. Однако, как показывает практика, чуда не происходит, и надеяться, что конвертер «вытянет» изначально «зашумленное» изображение, не стоит.

Все инструменты объединены в девять сворачивающихся панелей, из которых четыре отвечают за настройку параметров: Light, Color, Geometry, Details. Настройки хранятся внутри собственной базы данных программы. Новая технология удаления следов пыли и артефактов работает примерно так же, как средство автоматической коррекции красных глаз.

Главное преимущество DxO Optics — хорошие результаты пакетной обработки. Разработчики уделили особое внимание автоматическим функциям, позволяющим добиться качественного результата без участия пользователя (устранение оптических искажений, параметры цвета, экспокоррекция).

Nikon Capture NX
http://www.capturenx.com/

Одна из лучших программ конвертирования NEF-файлов от фирмы Nikon (также работает с TIFF и JPEG). Поддерживает все выпущенные за последние несколько лет ЦФК Nikon, способные снимать в формате RAW.

Программа имеет интерфейс, основанный на концепции «контрольных точек» (U-point). Интерфейс позволяет отметить отдельные участки изображения и выполнить сложное маскирование или обработку слоев. В каждой «точке» сохраняются выбранные для данной области настройки, связанные с коррекцией цвета. Работа с «точками» позволяет в полной мере реализовать потенциальные преимущества, заложенные в концепции недеструктивной обработки.

Программа имеет стандартные средства коррекции оптических искажений (аберрации, виньетирование, эффект бочки). А вот система шумоподавления Noise Reduction несколько уступает некоторым «конкурентам».

Еще из минусов: большая требовательность к ресурсам компьютера и, как следствие, некоторая «медлительность» работы.

Phase One Capture One Pro
http://www.phaseone.com/

RAW-конвертер, используемый многими профессионалами. Поддерживает все профессиональные модели фотокамер.

Capture One предназначен только для работы с RAW. Работает по принципу рендеринга. Набор инструментов стандартный — от работы с балансом белого и экспозицией до коррекции оптических искажений (Lens Cast). Предусмотрено два режима «резкости» — Soft Look (для портретов) и Standard. Фильтр шумов простой, уступает некоторым конкурентам.

Capture One больше нацелен на основательную индивидуальную работу со снимками, чем на Batch Process.

Silkypix Developer Studio
http://www.isl.co.jp/SILKYPIX/english/

Конвертер от японских разработчиков. Поддерживает больше сотни фотокамер (включая множество незеркальных камер). Работает под Windows и MacOS.

Среди инструментов для работы с RAW:

  • баланс белого,
  • цветопередача,
  • контраст,
  • резкость,
  • насыщенность,
  • коррекция оптических и перспективных искажений,
  • уменьшение шума,
  • подрезка,
  • вывод изображений на печать.

Однако впечатляющей особенностью программы является не сам перечень инструментов, а их реализация. Silkipix имеет великое множество предустановок и настроек для каждого инструмента. Фильтр Noise Reduction (NR) один из лучших, которые встречаются в RAW-конвертерах, имеет тонкие настройки параметров (раздельно для цветовых каналов и яркости), которые используются для того, чтобы спасти мелкие детали.

Программа не работает с изображениями в реальном времени. Принцип недеструктивной обработки реализован в полном объеме. Параметры конвертирования можно сохранять как индивидуальные предпочтения пользователя (Tastes), а затем применять к другим изображениям.

Silkipix версии 3.0 — один из лучших конвертеров с точки зрения детализации изображения. Среди прочих плюсов программы: возможность «тонкой» настройки цветопередачи и отличная работа шумодава, как с предустановками, так и с возможностью ручной настройки.

А надо ли снимать в RAW? Среди многих фотографов бытует мнение, что снимать в RAW далеко не обязательно. Достаточно просто снять «приличный» JPEG и потом доработать в Photoshop.

Однако, дело в том, что RAW содержит куда больше информации чем JPEG-файл. Следовательно результат обработки RAW-файла будет куда более качественным чем результат обработки JPEG.

Вот простой пример коррекции снятого изображения с помощью конвертера Silkypix Developer Studio.

«Камерный» JPEG

Результат обработки RAW-файла в конвертере Silkypix Developer Studio

Думаю, пример достаточно наглядный. Именно по этому, свадебному фотографу стоит снимать именно в RAW-формате. Хотя после этого и придется повозиться с обработкой «сырого» материала, но качество снимков будет значительно выше чем при непосредственной съемке в JPEG.